Новости «Турандот в «Принцессе Турандот», Клеопатра в «Мартовских идах», Лиза в «Пиковой даме», Шелавина в «Без вины виноватовых», Абигайль в «Стакане воды», Штраль в «Маскараде», Марселина в «Женитьбе Фигаро», участие в спектаклях «Дядюшкин сон», «Мадемуазель Нитуш» — простое перечисление ролей в исполнении народной артистки России, актрисы Марины Есипенко, которая этой осенью отмечает 30-летие службы в Театре имени Вахтангова... Интервью артистки, ведущей Премии "Светлое прошлое" для газеты "Московская правда" от 3.12.2018

«Турандот в «Принцессе Турандот», Клеопатра в «Мартовских идах», Лиза в «Пиковой даме», Шелавина в «Без вины виноватовых», Абигайль в «Стакане воды», Штраль в «Маскараде», Марселина в «Женитьбе Фигаро», участие в спектаклях «Дядюшкин сон», «Мадемуазель Нитуш» — простое перечисление ролей в исполнении народной артистки России, актрисы Марины Есипенко, которая этой осенью отмечает 30-летие службы в Театре имени Вахтангова... Интервью артистки, ведущей Премии "Светлое прошлое" для газеты "Московская правда" от 3.12.2018

05
декабря
2018

НОВЫЕ ВСТРЕЧИ НА СТАРОМ АРБАТЕ

«Турандот в „Принцессе Турандот“, Клеопатра в «Мартовских идах», Лиза в «Пиковой даме», Шелавина в «Без вины виноватовых», Абигайль в «Стакане воды», Штраль в «Маскараде», Марселина в «Женитьбе Фигаро», участие в спектаклях «Дядюшкин сон», «Мадемуазель Нитуш» — простое перечисление ролей в исполнении народной артистки России, актрисы Марины Есипенко, которая этой осенью отмечает 30-летие службы в Театре имени Вахтангова, не оставляет сомнений, что перед нами действительно талантливый человек и большой художник», — гласит афиша предстоящих встреч-диалогов с актрисой в Арт-кафе Театра им. Е. Б. Вахтангова. С этим утверждением невозможно не согласиться. О творческом юбилее, камерных встречах со зрителем беседуем с Мариной Есипенко.

— Марина, 23 декабря вам предстоит вновь выйти на сценическую площадку Арт-кафе Театра им. Е. Б. Вахтангова, которая за два сезона успела завоевать любовь москвичей и гостей столицы. В уютном камерном зале неизменный аншлаг. Вы привыкли к большой сцене, игре «в ансамбле», как вам новое амплуа, волнуетесь?
— Скажу честно, для меня легче отыграть два спектакля на большой сцене, чем моноспектакль в Арт-кафе. Когда ты ощущаешь дыхание зала, видишь глаза зрителя и чувствуешь энергетику так близко, совсем рядом – для меня это огромная нагрузка и в то же время такое удовольствие! Когда люди уходят довольные с концерта, просят подписать им диск, открытку, когда ты видишь счастливые глаза зрителя – это непередаваемо. Вот муж привык работать на любой зал (нар. арт. Олег Митяев. – Л. М.), а для меня, когда «коленка к коленке», это ужасно страшно до сих пор. Но чем дальше, чем больше за спиной таких диалогов со зрителем, тем острее хочется этих встреч. Я получаю невероятное удовольствие оттого, что зал тебе доверяет – пришли 90 человек, и ты находишься с ними на одной волне. Я начинаю свой рассказ словами, что мы сейчас с вами начнем полет над Арбатом, и к середине спектакля приходит ощущение, что ты сливаешься со зрителем уже в одно целое, действительно летишь. Это в то же время и мука, и кайф и восторг!
— Марина, в ваших диалогах-встречах «В Александровском саду» отмечено блистательное исполнение поэзии Беллы Ахмадулиной в сочетании с песнями Олега Митяева, со сцены звучат стихи Александра Пушкина, вам подвластен жанр пародии, в программе есть место воспоминаниям и кинохронике… В моноспектакле вы сам себе режиссер?
— Я люблю быть разной, и встречи-диалоги дают такую возможность. Когда три года назад в новом здании Вахтанговского театра открылось Арт-кафе и нам предложили выступать с моноспектаклями, у меня такого опыта не было. Начался сезон, мой концерт в программе стоял вторым после Евгения Князева, времени оставалось мало, не скрою, я даже запаниковала. В арсенале были стихи Ахмадулиной, как всегда на помощь пришел Олег, говорит: «Что ты переживаешь? У тебя есть целый диск записанных песен. Думай!» Я стала думать и объединила Ахмадулину и Митяева, три песни звучат из кинофильма «Александровский сад», в котором я исполняла роль Анны Татищевой-Уилсби, закольцевались три видеоистории. Да, я сама режиссер и сама себе артист. Творческий вечер — это значит, я «вытворяю» то, что я хочу и умею. Я стараюсь использовать материал, который, как я выражаюсь, меня «торкает». Песни Олега Митяева сочинялись на моих глазах, они находят во мне живой отклик, в них вся наша жизнь, то есть, как говорят артисты, есть что «подложить».
В будущем у меня стоит в планах придумать еще программу, есть наметки, хотела бы включить Евгения Евтушенко, Роберта Рождественского, может быть, Марину Цветаеву. Особенно нравится ранняя Цветаева, трогает Ахматова, тоже ранняя поэзия, когда еще все горит, кровь кипит, эмоции выплескиваются через край. Может быть, «дозрею» когда-нибудь до поэзии Иосифа Бродского, когда больше включаются мозги, математика, но пока интересует то, что меня берет за душу.
— О том, что вы умеете работать самостоятельно, говорил еще Михаил Ульянов: «Марина Есипенко – артистка вахтанговского стиля и вахтанговского вкуса. Но она не только красива и обаятельна, но еще и умна. Потому в ролях своих вытаскивает суть, тему роли, логику роли. То, что актрисам не всегда дается, – ей удается. Она умеет работать самостоятельно». Три десятка лет отдала знаменитой сцене Театра имени Вахтангова народная артистка России, лауреат престижных театральных премий. Марина, что можно еще желать в профессии?
— Для меня это тоже было откровение, что я в этом сезоне уже 30 лет как в театре, вроде и не про меня. Независимо от всех званий, самое главное – это работа и быть востребованной. Как говорил мой любимый режиссер Петр Наумович Фоменко с ним работала три спектакля и благодарю Бога за встречу с этим необыкновенным человеком), актриса должна быть востребованной, а красивая актриса должна быть востребована каждую минуту! Конечно, понимаешь, что есть разные возрастные периоды — я играла по 15 и больше спектаклей. Сейчас, к сожалению, гораздо меньше.
Но сцену заменить ничем невозможно. Когда нет долго спектакля, я начинаю дома чудить, происходит эмоциональный переизбыток, физический и душевный. Моим близким тоже тогда достается. У меня темперамент такой, что иногда зашкаливает. Олег тогда мне говорит: «Да, Марусенька, давно ты не играла в театре». Энергию бешеную куда-то надо девать, а куда? Только поделиться со зрителем. Есть такая потребность, и ты знаешь: если будешь делать все честно и благородно, быть откровенной со зрителем, тогда он ответит взаимностью. Со зрителем нельзя заигрывать, со зрителем надо делиться, никогда нельзя играть «вполноги», какая бы порой усталость ни наваливалась. Зритель у нас чудесный, чуткий, когда ты полностью отдаешься, то зал всегда отвечает любовью и аплодисментами. А что еще можно желать артисту?
А вообще о себе неинтересно говорить, надо говорить о тех людях, которые в твоей жизни встречались, встречаются и, дай Бог, еще встретятся, потому что это очень важно. Мне повезло, когда я пришла в Театр Вахтангова 30 лет назад, первыми партнерами по сцене у меня были Юрий Яковлев, Юлия Борисова, Александр Филиппенко, Юрий Волынцев, Михаил Ульянов, Василий Лановой, Людмила Максакова, Сергей Маковецкий, Максим Суханов и другие замечательные артисты. У меня была такая школа жизни, такое счастье! Мне повезло! Такие партнеры редко встречаются и уже, к сожалению, все реже.
Для артиста востребованность — это самое главное, так что пожелать я себе могу только работы и еще раз работы!

Беседу вела Лидия МИЛОВИДОВА

ИСТОЧНИК