Новости "Сыпь, Ильменка, звонко". Статья в федеральной газете "Культура" (Москва)

"Сыпь, Ильменка, звонко". Статья в федеральной газете "Культура" (Москва)

05
июля
2019

Сыпь, Ильменка, звонко

03.07.2019

Денис БОЧАРОВ, Челябинская область

43-й Всероссийский Ильменский фестиваль авторской песниНа территории курорта «Солнечная долина», близ Миасса, состоялся 43-й Всероссийский Ильменский фестиваль авторской песни. За три дня мероприятие посетили 19 300 гостей, на двух сценах — ​Главной и Лесной — ​выступили 150 артистов.

По крайней мере в одном отношении бардовские слеты превзойти невозможно: такого количества гитар на единицу площади не встретишь нигде. Рокеры, как правило, собираются, чтобы послушать чужие, «профессиональные»  тому же в 95 процентах случаев — ​электрические) гитары; на джазовых мероприятиях этот инструмент далеко не всегда играет ведущую роль. Что же касается многочисленных поп-фестивалей, то там гитара порой и вовсе не нужна. А вот на тематических встречах, посвященных авторской песне, шестиструнки и семиструнки буквально везде. Гитара звучит днем и ночью, под проливным дождем и палящим солнцем, со сцены и в палатках, на поляне и в лесочке, у костра и на тропинках.

Так исторически сложилось, что уютная и демократичная бардовская эстетика по умолчанию подразумевает: люди, стекающиеся на подобные форумы, хотят не только на других посмотреть. Себя показать не менее важно. Пускай лишь тесному кругу друзей, пускай далеко не каждый «человек с гитарой» знает более четырех-пяти аккордов, и уж, конечно, далеко не всем природой суждено сочинять «нетленки». Суть в другом: этот волшебный инструмент, как универсальное средство музыкального самовыражения и дружеского общения, сближает и сплачивает. Поэтому авторская песня и окружающая ее аура не допускают ни малейшего намека на агрессию, выплеск адреналина через край и прочий ненужный «кипиш». Не стала исключением и Ильменка‑43…

Небольшая справка: после печальных событий 2014 года (тогда во время фестиваля прошел ураган с грозой — ​погибли три человека, 13 пострадали) было решено перенести мероприятие с «исторической поляны» возле Ильменского озера в более безопасное место. И вот уже пятый год сбор корифеев и поклонников бардовского искусства проводится на горнолыжном курорте «Солнечная долина». Выходит, в этом июне Ильменка отметила первый мини-юбилей. И он, конечно же, удался.

Лариса Брохман при участии Тамары Сидоровой и Олега КовалёваПомимо многочисленных «молодых, да ранних», на двух концертных площадках выступили: народный артист РФ Олег Митяев (ему аккомпанировали замечательные музыканты Леонид Марголин и Родион Марченко), заслуженный артист РФ Виктор Третьяков, дива отечественного бард-движения Галина Хомчик, арт-зонг дуэт «Мастер Гриша» (Борис Кинер и Михаил Цитриняк), талантливая певица, мастер озвучивания и дубляжа Лариса Брохман, ансамбли «Зеленая лампа» (Владислав Шадрин и Дмитрий Обухов) и «Седьмая бригада» (Олег Степанов, Виталий Казарцев, Владимир Балабасов). Кроме сольных «антре» артистов, гала-концертов и конкурса авторской песни, на Главной сцене развернулась презентация сборника «Мировые песни в „Артеке“. Лесная сцена представила поэтический турнир, концерт журналистов «Поющее перо» и выступления региональных клубов самодеятельной песни. Завершился фестиваль большим концертом под открытым небом в городе Сатка.

В общем, очередной ежегодный бардовский праздник состоялся. Спето множество замечательных песен — ​обидно даже, что до широкого слушателя они, скорее всего, не дойдут. Организация — ​на высшем уровне, уют, комфорт… словом, комар носа не подточит. Long Live Bard’n’Roll, как говорится. Одно лишь в этом великолепии дает повод слегка призадуматься. При всем очевидном и отнюдь не напускном благодушии, бардовское братство производит впечатление некой «вещи в себе». Все мы прекрасно помним аббревиатуру КСП — ​собственно, предшественницу того, что сегодня принято именовать бардовским движением. Изначально означающую «клуб самодеятельной песни», ее сегодня можно с тем же успехом подавать иначе: «коллектив самодостаточных певцов».

Действительно, глядя на бардовскую «тусовку» со стороны, в памяти порой невольно возникают строки двух наших великих поэтов: «Друзья мои, прекрасен наш союз!» и «В наш тесный круг не каждый попадал»… Не то чтобы матерые мастера исполнения собственных песен под гитару чураются чужаков — ​нет, но и без пополнения собственных рядов за счет молодой поросли они вполне обойдутся. Несмотря на всевозможные конкурсы и поощрения. И дело здесь не в цинизме и самолюбовании — ​просто традиции, десятилетиями заложенные в саму природу КСП, уже не вытравить. У классиков  авторская песня — ​несомненно, самостоятельный классический жанр отечественного песенного искусства) свои правила. И по ним молодым придется играть. Что, кстати, не так уж плохо, ведь место под бардовским солнцем надо заслужить. Так что будем ждать очередных ильменских переборов.

Галина Хомчик: «Если человек талантлив, его песни запоют»

Галина Хомчик и Алексей Хомчик

Спасибо организаторам конкурса за то, что вновь пригласили к себе. Хочется, чтобы эта история не прерывалась. Есть фестивали, на которые приехал однажды — ​и вроде достаточно. А к иным, что называется, сердцем прикипаешь. Ильменка именно такой.

В нынешнем году мне выпала честь выступить в роли председателя жюри конкурса авторской песни. Да, подобный опыт для меня не нов — ​с 1989-го (тогда это был Грушинский фестиваль) я так или иначе участвую в оценке талантливых коллег. Но каждый раз, принимая на себя почетную миссию, подхожу к ней с точки зрения не столько судьи, сколько обыкновенного зрителя. Не скрою, у меня тут есть и корыстные цели. Сама я песен не пишу, а значит, с неподдельным интересом слежу за теми исполнителями, которым дано сочинять, создавать нечто новое. И довольно часто включаю в собственный репертуар произведения молодых авторов.

Мне искренне хочется, чтобы у пишущих людей было будущее. Дело ведь даже не в том, что победители подобных конкурсов в виде приза получают возможность записать диск. Мой жизненный опыт подсказывает: никакие диски и премии не помогут. Если же человек талантлив, его все равно услышат, запоют, запомнят. Именно этого я молодым и желаю. А наши оценки не столь уж важны, поскольку предельно субъективны. Поэтому стараюсь напутствовать конкурсантов: не ориентируйтесь на мнения жюри — ​только на своего зрителя. Одобрение людей, уход песни, что называется, в народ — ​вот главное подтверждение твоих заслуг и дарования.

ИСТОЧНИК